|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Это чистый прикол, и я прошу не принимать эту идеи которые будут тут излагаться близко к сердцу. Нужно понимать, что для chatGPT в целом характерна такая соглашательская позиция - у него довольно частые ответы в стиле "да, это можно трактовать и таким образом" Однако как мы понимает за chanGPT не стоит никакого интеллекта - это просто продвинутый алгоритм обработки огромного количества информации которая доступна в интернете. Плюс некая машина логического вывода (вот с логикой у него точно все неплохо) В общем то на то и был рассчет Модераторские права нужны для удалеия зачатков срачей до момента окончания публикации. Не поймите меня неправильно (хотя.. можете понимать и неправильно на ваше усмотрение), я в целом не против срачей. И даже наоборот - всемерно за. Но я собираюсь публиковать лог беседы малыми порциями, и хотелось бы сохранить связанность всех постов, чтобы они не перемежались несколькими страницами обвинения sergey11 в зоофилии. А вот после окончания публикации сразу можно! Я начну с завтрашнего дня с вашего молчаливого одобрения ... |
|||
gyrus:
Пользователь запросил модераторские права на тему.
Нравится:
Не нравится:
|
|||
23.02.2023, 23:34 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
однако для затравки опубликую несколько первых вопросов-ответов цель который установить контекст последующей беседы. chatGPT использует этот контекст для каих-то своих поисковых запросов и для генерации ответов (однако иногда, и даже частенько его конкретно сносит - совсем как меня) итак... Q [игнорируется] Изложи краткое содержание работы Маркса «Процесс производства капитала» Маркс утверждает, что производство капитала связано с эксплуатацией рабочего класса. Рабочие продают свою рабочую силу капиталисту, который оплачивает их только на минимально необходимый уровень, чтобы они могли выживать и работать. Капиталист использует рабочую силу для создания продуктов, которые он продает на рынке. Разница между ценой продукта и затратами на производство называется прибылью, которая является источником размножения капитала. Маркс также обращает внимание на важность технологического прогресса в производстве капитала. Внедрение новых технологий позволяет увеличивать производительность труда и снижать затраты на производство, что увеличивает прибыль капиталистов и конкурентоспособность их продукции. Однако Маркс утверждает, что процесс производства капитала сопряжен с неизбежной эксплуатацией рабочего класса и социальными неравенствами. Рабочие получают лишь долю в производственном процессе, недостаточную для обеспечения их благосостояния, в то время как капиталисты получают большую часть прибыли. Маркс считает, что только социализм может устранить эти социальные неравенства и обеспечить справедливое распределение богатства. Q [игнорируется] какие аргументы приводит Маркс? Рабочие получают только минимально необходимую зарплату, которая не отражает их реальную стоимость и не позволяет им обеспечить свои базовые потребности. Капиталисты получают прибыль за счет эксплуатации труда рабочих, но не делают вклад в производственный процесс своими собственными руками, а только управляют им. Система капитализма создает социальное неравенство, при котором богатые становятся еще богаче, а бедные - еще беднее. Капиталисты используют свою власть и ресурсы, чтобы поддерживать свое превосходство и удерживать рабочих в бедности и зависимости. Технологический прогресс, хотя и увеличивает производительность и прибыль капиталистов, также ведет к увольнениям и потере рабочих мест, что ухудшает положение трудящихся. Маркс считал, что только социализм, основанный на общественной собственности на средства производства и справедливом распределении богатства, может решить эти проблемы и создать более справедливое общество. Q [игнорируется] испольует ли он какую либо доказательную базу? Он анализирует экономические данные и статистику, чтобы показать, что рабочие получают низкие зарплаты и что капиталисты получают большую часть прибыли. Маркс использует изучение экономической истории, чтобы показать, что капитализм не является стабильной и устойчивой системой и что она создает социальные неравенства и проблемы. Он также использует теоретические модели экономики и социологии, чтобы объяснить, как происходит эксплуатация рабочего класса и почему она несправедлива. В своей работе Маркс обращается к критике капитализма и социальной несправедливости других мыслителей и экономистов, чтобы подкрепить свои аргументы. В целом, Маркс использует разнообразные методы и подходы, чтобы подтвердить свои теории и доказать несправедливость капитализма. Q [игнорируется] как соотносится эта работа с трудовой теории стоимости? В работе "Процесс производства капитала" Маркс развивает эту теорию и анализирует процесс производства в капиталистической системе, чтобы показать, как рабочие эксплуатируются и каким образом прибыль капиталистов создается за счет труда рабочих. Он также обсуждает, как технологический прогресс и другие факторы влияют на производственный процесс и эксплуатацию трудящихся. Таким образом, работа Маркса "Процесс производства капитала" является развитием его теории трудовой стоимости и дополнительным аргументом в пользу того, что капитализм является несправедливой и эксплуатирующей системой. Q [игнорируется] изложи теорию трудовой стоимости Please write in Russian language. Согласно этой теории, стоимость товара состоит из двух составляющих: переменных затрат (трудовых) и постоянных затрат (средств производства). Переменные затраты определяются количеством труда, затраченного на производство товара. Это может быть как непосредственный труд рабочих, так и косвенный труд, затраченный на производство средств производства, необходимых для изготовления товара. Теория трудовой стоимости утверждает, что цены на товары будут колебаться вокруг их трудовой стоимости. Если стоимость товара выше затрат на его производство, то это означает, что производитель получит прибыль. Если стоимость товара ниже затрат на его производство, то производитель понесет убытки и рано или поздно выйдет с рынка. Теория трудовой стоимости является основой для критики капитализма и несправедливости экономической системы, где рабочие получают низкие зарплаты, а капиталисты получают большую часть прибыли. Маркс использовал эту теорию в своей работе "Капитал", чтобы показать, что капитализм является формой эксплуатации трудящихся и что они создают всё богатство, но получают только небольшую часть его стоимости в виде заработной платы. Q [игнорируется] если не оперировать понятиями справедливости и этичности, как можно изложить теорию трудовой стоимости с научной точки зрения? Теория трудовой стоимости утверждает, что рыночные цены на товары будут колебаться вокруг их трудовой стоимости. Если стоимость товара выше затрат на его производство, то это означает, что производитель получит прибыль. Если стоимость товара ниже затрат на его производство, то производитель понесет убытки и может выйти с рынка. Таким образом, теория трудовой стоимости является экономической моделью, которая позволяет объяснить механизм формирования цен на товары. Эта модель может быть использована для анализа экономических процессов и прогнозирования изменений на рынке. Однако, следует отметить, что теория трудовой стоимости не является единственной моделью объяснения формирования цен на товары и может быть критикована и дополнена другими экономическими теориями. Q [игнорируется] являются ли эти утверждения аксиомами, или же они как-то доказываются? ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
23.02.2023, 23:43 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Пользователь назначен модератором темы: gyrus. ... |
|||
Помощник Менеджера:
Пользователь назначен модератором темы: gyrus.
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 11:58 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Пользователь назначен модератором темы: gyrus. В целом срачи приветствуются ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 12:20 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] какие экономические данные и наблюдения использовались Марксом для доказательства утверждений трудовой теории стоимости Маркс обратил внимание на то, что различные товары имеют различные уровни затрат на труд. Например, производство простых товаров, таких как соленые огурцы, требует небольшого количества труда, тогда как производство сложных товаров, таких как пароходы или фабрики, требует значительных затрат на труд. Маркс также обратил внимание на то, что на рынке цены на товары колеблются вокруг их трудовой стоимости. Это значит, что если производитель продает товар выше его трудовой стоимости, то он получает прибыль, а если он продает товар ниже его трудовой стоимости, то он понесет убытки. Таким образом, Маркс использовал наблюдения о затратах на производство товаров и изменениях цен на рынке для доказательства утверждений трудовой теории стоимости. Однако, следует отметить, что современные экономисты также используют другие данные и методы для исследования процессов формирования цен на товары. Q [игнорируется] различные уровни затрат на труд очевидны, как это доказывает положения трудовой теории стоимости Please write in Russian language. Согласно трудовой теории стоимости, цена на товар должна отражать затраты на его производство, включая затраты на труд. Если производитель затрачивает больше труда на производство товара, то его трудовая стоимость будет выше, а цена на товар тоже должна быть выше, чтобы компенсировать затраты на труд и обеспечить прибыль для производителя. Таким образом, если товар требует большего количества труда для его производства, то его трудовая стоимость будет выше, и цена на него также должна быть выше. Напротив, товары, которые требуют меньше труда для производства, будут иметь меньшую трудовую стоимость и более низкие цены на рынке. Иными словами, различные уровни затрат на труд являются одним из основных факторов, определяющих цену на товары на рынке, и подтверждают утверждения трудовой теории стоимости. Q [игнорируется] требуется не только разное количество труда но и разная квалификация? Please write in Russian language. Например, производство сложных электронных устройств требует высокой квалификации работников и большого количества времени на обучение и разработку, поэтому их трудовая стоимость выше, чем у простых товаров, которые могут быть произведены с меньшей квалификацией и меньшим количеством времени. Таким образом, трудовая теория стоимости учитывает не только количество затраченного труда, но и его квалификацию, и это является одним из факторов, определяющих цену на товары на рынке. Q [игнорируется] один и тот-же товар может быть произведен людьми обладающими разной квалификацией, не так ли? есть ли обоснования считать, что различия в стоимости произведенных товаров определяются математической разницей в квалификации работников? Однако, в трудовой теории стоимости не утверждается, что различия в стоимости произведенных товаров полностью определяются математической разницей в квалификации работников. Квалификация работников является одним из факторов, определяющих трудовую стоимость товара, но не единственным. Другими факторами, которые могут влиять на трудовую стоимость товара, являются, например, продуктивность труда, доступность сырья и оборудования, технологические инновации и т.д. Таким образом, трудовая теория стоимости учитывает множество факторов, включая квалификацию работников, но не сводится к математическому расчету различий в квалификации. Q [игнорируется] я спрашивал, еслть ОСНОВАНИЯ так считать, или же такое утверждение является ничем не обоснованной гипотезой? Как я уже упоминал, трудовая теория стоимости учитывает множество факторов, включая квалификацию работников, но не сводится к математическому расчету различий в квалификации. Q [игнорируется] можно ли считать квалификацию фактором производства? Q [игнорируется] таким образом, квалифицированный работник вкладывает в производство не только труд, но и квалификацию, которая является фактором производства и его собственностью? Q [игнорируется] таким образом по мере усложнения производства и бесконечноого роста квалификации работников степень эксплуатации трудящихся падает? ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 12:25 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] да но если работник вкладывает не только свой труд, но и фактор производства которым обладает на правах частной собственности, то стало быть он получает не только плату за труд, но и прибыль? Q [игнорируется] но работник обладающий квалификацией получает не только заработную плату, но и часть прибыли за эту самую квалификацию? т.е помимо платы за труд, он получает доход от обладания квалификацией? Человеческим капиталом? Q [игнорируется] т.о. степень эксплуатации такого человека снизилась? Q [игнорируется] а есть ли основания считать, что количество ресурсов и временем инвестированных в свою квалификацию полностью. определяют размер дополнительного вознаграждения? Ведь в предельном случае, количество ресурсов которые были инвестированы в приобретение квалификации конечно (к примеру человек закончил университет и получил востребованную профессию за пять лет и это ему стоило скажем 200 тыс долл., причем есть основания считать, что эта сумма покрыла стоимость услуг университета, преподавательского сотава, и всер ресурсов затрачиваемых в процессе обучения), а вот прибыль он будет получать в тдеале на протяжении всего периода трудовой деятельности - мы можем пренебречь ростом квалификации в процессе работы? Q [игнорируется] допустим человек получил профессию врача, и он может теперь оказывать услуги врача. Человек который получил диплом врача не имеет права оказывать такие услуги. Таким образом, человек которых затратит 5 лет и 200 тыс долл. будет получать прибыль всю оставшуюся жизнь только потому, что он затратил конечное количество ресурсов на получение квалификации. Вся дополнительная квалификация которую он получит в процессе своей работы это просто плюс к тому, тчо он уже получил, и мы можм утверждать, что инвестировав 5 лет и 200 тыс долл. он будет получать на эти инвестиции доход всю оставшуюся жизнь, верно? Q [игнорируется] мы ведь гвоорим от трудовой теории стоимости? стало быть мы имеем в виду обобшенные, средние величины, верно? Q [игнорируется] иными словами, в случае с врачом, который затратил 5 лет и 200 тыс. долл. на получение квалификации, мы можем говорит, что даже если он является наемным служашим, который получает повременную оплату, мы можем говорить, что помимо платы за свое рабочее время он получает доход от своих инвестиций в "человеческий капитал"? Q [игнорируется] т.е. степень эксплуатации врача будет ниже по сравнению с другими работниками той-же клиники не имеющими университетского диплома? Q [игнорируется] мы можем расширить пример и предположить похожую ситуацию на инженеров-строителей, учителей итп? Q [игнорируется] И даже программистов, значительная часть которых приобретает высокую квалификацию при помощи самообразования? Q [игнорируется] продолжая рассуждения мы можем видеть, что программиирование (к примеру) становистя "второй грамотностью", а навык написания кода все больше требуется в профессиях которые не связаны непосредственно с разработков программного обеспечения. Люди приобретают дополнительные уровни квалификации, разными способами, но обязательно инвестируя некоторое в этот процесс количество времени и денег. Затем они получают возможность работать на таких позициях, которые не могут занять люди не получившие такой квалификации. Соответсвенно эти люди тоже получают доход от инвестиций в "человеский капитал", помимо платы за рабочее время которые они затратили в процессе производства? Q [игнорируется] Но это также означает, что эксплуатация людей обладаюших "человеческим капиталом" ниже по сравнению с теми, кто таким капиталом не обладает? Q [игнорируется] Но таких рабочих мест становится все больще и больше, верно? Q [игнорируется] Да, люди которые не смогли получить рабочее место, получают убытки, но ровно также получает убытки и капиталист неудачно инвестировавший капитал Цитата [игнорируется] мы-же говорим о трудовой теории стоимости, а стало быть об усредненных понятиях Q [игнорируется] Тогда, если в современном мире все больше профессий требуют наличия высокой квалификации и "человеческого капитала", а люди получившие эту высокую квалификацию инвестировав в ее получение свое время и/или деньги, получают не только плату за свой труд, но и доход со своих инвестиций в "человеческий капитал", причем чем больше объем этих инвестиций тем выше доход, мы можем говорить о том, что степень эксплуатации таких людей снижается вообще - просто по факту роста их общей квалификации. Все верно? Q [игнорируется] Причем объем производительности труда в современном мире не является линейной функцией от роста квалификации, и количество материальных благ производимых людьми с более высокой квалификацией растет значительно быстрее чем растет квалификация - разумеется так происходит не всегда и не везде, но если брать среднерыночные показатели, тенденция очевидна? ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 12:35 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] Иными словами, по мере роста сложности производства, растет потребность в квалификации работников. При этом многие работники перестают быть наемными служашими а становятся независимыми производителями товаров и услуг, полностью рисваивая всю прибыль ими произвеленную. Но даже оставаясь наемными служащими они все равно, помимо платы за труд, получают прибыль от своей квалификации? Что равносильно снижению степени их эксплуатации. Учитывая вышеупомяный рост потребности в постоянном росте квалификации рабоников, обусловленный ростом сложности производства, мы можем заключить, что рост сложности производства приводит к снижению степени жэксплуатации в среднем по рынку. Все верно? Q [игнорируется] более того, рост квалификации обеспечивает опережающий рост производительности труда, а стало быть и норму прибыли. И частью этой прибыли капиталисты вынуждены делиться даже с работниками низкой квалификации просто для того, чтобы снизить социальную напряженность вызванную появлением большого количества квалифицированных людей с платежеспособностью значительно выше чем у неквалифицированных работников - содержание большого аппарата служб охраны правопорядка оказывается существенно дороже нежели увеличение заработной платы до уровней превышающих минимально необходимые значения. вышесказанное разумеется имеет место только для экономически развитых государств, но ведь и потребность в работниках с высокой квалификацией характерна именно для таких государств. Все верно? Q [игнорируется] т.е. усложнение производства не только ведет ведет к снижению эксплуатации высококвалифицированных людей занятых в производстве товаров и услуг, но и вообще всех участников рынка вне зависимости от их квалификации, но вероятно в разной степени? Q [игнорируется] доступ к рабочим местам зависит от платежеспособного спроса - если на рынке есть достаточное количество людей, которые имеют доходы выше уровня простого выживания, то достаточный доход могут получать и видеоблогеры, которые производят товар не являющийся предметом острой необходимости для абсолютного большинства участников рынка. А такая ситуация возможна именно тогда, когда мы имеем опережающий рост производительности труда, который является следствием роста квалификации все большего числа учатников рынка, а рост квалификации обеспечивается ростом потребности в квалифицированных работниках, которая обусловрена ростом сложности производства. Так? Q [игнорируется] иными словами, рост сложности производства начиная с какого-то минимального уровня (с того самого, который обеспечивает опережающий рост производительнсти труда), вполне может привести к снижению системной безработицы? Причем прмерно такую ситуацию мы и наблюдаем в экономически развитых странах, даже в условиях текущего кризиса, если не считать локальные девиации? Q [игнорируется] Но ведь это все противоречит как трудовой теории стоимости, так и вообще описанию капитализма который сделан Марксом? Особенно если отбросить понятия о справедливости, которые нельзя считать научным аргументом? Кроме того, капитализм и экономика в целом - это живой и развивающийся организм, который постоянно меняется и адаптируется к изменяющимся условиям. Таким образом, не следует рассматривать теории как бесспорную истина, а скорее как средство для понимания и анализа определенных экономических явлений. ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 12:39 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] Можем ли мы утверждать, что современный капитализм радикально отличается от того, капитализма, который описывал Маркс? И именно это отличие является причиной несоответствия наблюдаемой картины мира и трудовой теории стоимости, а также всех марксисткой политэкономии? Q [игнорируется] каие интерпретации марксизма, за исключеним косметических, сделаных Лениным, Троцким, Сталиным, а также китайской и корейской версий марскизма ты можешь изложить? Хуманистический марксизм - утверждает, что основой общества должны быть не экономические отношения, а человеческие ценности и права. Этот подход акцентирует внимание на значении культуры, искусства и свободы для людей. Структурный марксизм - сосредотачивается на том, как экономические отношения определяют общество и его институты. Он утверждает, что главной проблемой общества является социальная несправедливость и неравенство, вызванные эксплуатацией рабочего класса. Грамшианский марксизм - акцентирует внимание на том, как власть и культурные ценности используются для поддержания статус-кво и привилегий господствующего класса. Он утверждает, что пролетарская революция может произойти только после того, как будут изменены культурные ценности и общественное сознание. Феминистский марксизм - фокусируется на том, как гендерные отношения влияют на экономическую и социальную жизнь. Он утверждает, что капитализм и патриархат работают вместе, чтобы эксплуатировать женщин и другие меньшинства. Экологический марксизм - сосредотачивается на том, как капитализм разрушает природу и экосистемы. Он утверждает, что сохранение окружающей среды несовместимо с логикой капиталистической экономики, и что революция должна быть экологической, чтобы защитить планету и людей. Это лишь некоторые примеры интерпретаций марксизма, которые развивались в разное время и в разных контекстах. Каждая из них представляет свой взгляд на мир и общество, и нацелена на изменение социальной действительности в соответствии с идеями Маркса. Q [игнорируется] Эти примеры интерпретаций марксизма не являются экономическими теориями, но являются скорее социально-гуманистическими идеями. Они не тянут даже на полноценную философию ибо не имеют полноценного набора основополагающих концепций Q [игнорируется] Можешь изложить радикальные отличия современноно капитализма от того, который наблюдал и описывал Маркс? Со сходствами все понятно, а вот как с отличиями? Другим отличием современного капитализма является рост монополизации в различных секторах экономики. Многие компании становятся непрерывно растущими гигантами, контролирующими большую часть рынка, что дает им большую власть и возможности устанавливать цены и влиять на условия конкуренции. Еще одним отличием современного капитализма является изменение структуры рабочей силы. Современная экономика все больше переходит от производственных предприятий к услугам и информационным технологиям. Это означает, что требуется все меньше физического труда, а все больше высококвалифицированных специалистов, что в свою очередь увеличивает неравенство и снижает спрос на рабочую силу с низкой квалификацией. Кроме того, в современном капитализме значительное влияние на экономику имеют не только внутренние факторы, но и глобальные процессы, такие как глобализация, транснациональные корпорации и международные финансовые институты, которые играют важную роль в формировании экономических политик и условий конкуренции. В целом, современный капитализм представляет собой более сложную и глобальную систему, чем тот капитализм, который описывал Маркс, и соответственно, требует новых подходов и методов для анализа и понимания его функционирования. Q [игнорируется] Да, но возрастаюший роль финансового капитала отмечал еще Маркс. Более того - он говорил также и о том, что это влияние будет лишь нарастать и сращиваться с промышленным сектором. Тоже самое он отмечал и в отношении международной торговли, и в особенности в отношении монополизации, считая ее естественным развитием капитализма Q [игнорируется] т.е. финансовый сектор перешел в новое качество и Маркс не мог это предвидеть? Q [игнорируется] я не заметил никакого развития марксисткой теории после введения в оборот тезиса об относительном обнищании трудящихся, который потребовался чтобы как-то обосновать рост благосотояния эксплуатируемых работников развитых капиталистических стран. Да и то - данный тезис встречался в партийных дискуссиях еще в начале 20-го века - когда эти дискуссии еще были. Считать развитием марксизма идеи чучхе или же китайскую модель не стоит. В частности последняя не внесла вообще никаких значимых идей в марксизм - китайское экономическое чудо основанно на идее врменном отсутпления от немедленного претворения марксистких идей в жизнь. Все прочие теории упомянутые выше не являются ни экономическими, ни филоофскими теориями, а многие не могут претендовать и на научность Например, марксистские экономисты исследовали вопросы мирового экономического кризиса, империализма, глобализации и других явлений, связанных с развитием капитализма. Они также развивали теорию о диктатуре пролетариата, роль государства в экономике, теорию денежной системы, и другие важные концепции. Некоторые марксистские экономисты также критикуют традиционную марксистскую теорию и предлагают альтернативные взгляды на экономические процессы. Например, такие школы как "зависимая теория развития" и "мировая система" рассматривают марксистскую теорию в контексте глобальных социально-экономических отношений, а не только внутренних процессов в рамках конкретных стран. Таким образом, я считаю, что марксистская теория продолжает развиваться и обогащаться новыми идеями и концепциями, которые помогают лучше понимать сложные экономические процессы в современном мире. Q [игнорируется] Да, но эти "марксисты" развивали свои идеи в рамках немарксистких экономических теорий - просто потому, что ортодоксальные марксисты объявляли оппортунистом любого, кто пытался развивать марксизм с помощью научных методов познания Q [игнорируется] я считал, что все перечисленные лица так и не смогли преодолеть ограничения ортодоксального марксизма, поэтомы все их изыскания сводились к попыткам примирить марксисткую теорию с реальным миром путем толкования "священных текстов"... Я не прав? Однако, другие марксисты, такие как Эрнст Блох, Георг Лукач, Антонио Грамши и Луи Альтюссер, развивали марксизм в рамках новых концептуальных подходов, таких как франкфуртская школа, альтюссерианство и грамшианство. Они предлагали новые идеи, связанные с культурой, идеологией и субъектом, которые шире интерпретировали марксистскую теорию и вносили новые концепты в поле социальных наук. Также, в современной эпохе, появилось множество различных марксистских школ и течений, которые развивают марксистскую теорию в соответствии с новыми социальными и политическими условиями. Они активно используют методы научного анализа и современные технологии, такие как кибернетика, чтобы развивать марксистскую теорию. Q [игнорируется] Так в том-то и дело, что все они в результате ушли от марксизма! И именно из-за того, что их деятельность подвергалась жесткой, и часто необоснованной критики со всех сторон и из любого лагеря! ... |
|||
:
Изменено: 24.02.2023, 12:52 - gyrus
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 12:44 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Более квалифицированные работники могут выполнять задачи более эффективно и быстро, что может привести к более высокой производительности и, следовательно, более высокой стоимости произведенных товаров и услуг. ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 12:45 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] Ок, вернемся к различиям видения капитализма Марксом и современным его состоянием Кроме того, Маркс полагал, что капитализм неизбежно приведет к угнетению рабочего класса и к революционному изменению общественных отношений. Однако сегодняшний капитализм демонстрирует более сложную картину: в некоторых развитых странах рабочий класс имеет достаточно высокий уровень жизни и социальной защиты, а в других странах наблюдается сильное эксплуатационное отношение и бедность. Также стоит учитывать, что современный капитализм не является универсальным: в разных странах он имеет свои особенности и различные уровни развития. Таким образом, можно сказать, что различия между видением капитализма Марксом и современным его состоянием заключаются в изменениях в экономической структуре и социальных отношениях, а также в появлении новых финансовых инструментов и международных связей. Q [игнорируется] понятно, что капитализм может пребывать в различных стадиях своего развития, но если мы говорим о науке, мы имеем в виду некую теорию, которая может описать эти стадии развития капитализма как набор объективных дескрипторов ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 12:47 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] вернемся к Марксу и его теории В числе прочего Маркс обосновывал обобществление производства как естественный процесс развития капитализма. Просто потому, что при достижении в отрасле некоего минимального значения производительности труда, общественная собственность на средства производстства становится более эффективной. Все верно? Q [игнорируется] давай избегать оперирования понятиями о справедливости и прочими этическими категориями которые не являются научно обоснованными понятиями Q [игнорируется] Но при этом он указывал на то, что частная собственность на средства производства является главной, а то и единственной причиной эксплуатации? Q [игнорируется] Означает ли это, что естественный процесс развития капитализма автоматически приводит в конечном итоге к устранению эксплуатации, хотя этот процесс и происходит с разной скоростью в различных секторах экономики? Q [игнорируется] раумеется он об этом не говорил (иначе никто не стал бы читать его книги) Q [игнорируется] Хорошо, но на примере железных дорог в США, он покзал, что обобществление средств производства является неизбежным в в развитии капитализма. Так? Q [игнорируется] Но ведь это означает устранение причины эксплуатации? Да не сразу, не везде одновременно, но мы ведь говорим о теории? ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 12:51 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] Когда мы говорим о термодинамике, мы имеем непросто долгие процессы, но БЕСКОНЕЧНО долгие - это не мешает нам использовать классическую термодинамику в рассчетах реальных механизмов и машин Q [игнорируется] поэтому не будем говорит о скорости процессов и об их этичности. Мы имеем утверждение Маркса о том, что обобществление производства является естественнм разщвитием капиталистического способа производства. Мы также имеем утверждение о том, что частная собственность на средства производства является главной (вообще-то единственной) причиной эксплуатации. Сотвественно оба этих тезиса приводят к утверждению о том, что развитие капиталистического производства естественным образом устраняет эксплуатацию Q [игнорируется] В свете такого утверждение призывы к насильственному обобществлению производства и организации партии для организации оного обобществления выглядят нелогично - вроде как после выявления факта неизбежности солнечного затмения мы организуем партию по его скорейшей организации Однако, следует учитывать, что не все считают, что обобществление производства является неизбежным и естественным процессом развития капитализма. Некоторые могут считать, что для достижения обобществления производства необходимо сознательное и насильственное вмешательство в ход процесса. В этом случае, призывы к организации партии для организации обобществления производства могут иметь свою логику. Однако, необходимо учитывать, что подобные призывы и методы реализации могут вызывать споры и противоречия, а также приводить к социальным и экономическим последствиям, которые могут быть не всегда желательными. Q [игнорируется] ну мы говорим не о "некоторых" а о марксисткой теории, и именно Маркс призывал к созданию партии по насильственному свержению капитализма Q [игнорируется] Но тогда получается, что Маркс предполагал, что после свержения капиталистического режима, частная собственость на средства производства продолжит свое существование вплоть до того момента, пока производительные силы не разовьются до уровня достаточного для естсетвенного обобществления? Q [игнорируется] Но если частная собственность не устраняется после свержения капитализма, и эксплуатация не устраняется, то это автоматически означает, что рано или поздно класс владельцев частной собственности на средства производства восстановится, и капитализм восторжествует? Q [игнорируется] Но само понятие "частная собственность" означает что частное лицо владеет средствами производства, верно? А диктатуру пролетариата осуществляют лица, которые частной собственностью не владеют? Не будем пока говорит о троцкизме Q [игнорируется] Тот-же маркс говорил, что кооперативы далеко не всегда могут быть эффективной формой собственности. К тому-же кооперативная собственность не является частной, а разновидностью обобществленной, а согдасно теории Маркса, если не достигнут должный уровень обобществления такая форма собственности проигрывает в эффективности частной С другой стороны, если пролетариат захватывает политическую власть, но не обобществляет средства производства, то это означает, что частный собственник продолжает жксплуатацию. Даже если чатсть предтавителей пролетариата получат возможность управления средствами производства, а то и собственность на них, это всего лишь будет означать, что они перестанут быть эти представители перестанут быть чатсью пролетариата Если пролетариат захватывает политическую власть, но не общественствует средства производства, то это действительно означает, что частные собственники продолжат эксплуатацию рабочих. Даже если часть представителей пролетариата получит возможность управлять средствами производства или даже станут их собственниками, это не изменит сути капиталистической экономической системы. Классовые противоречия останутся, и рабочие продолжат быть эксплуатированы. ... |
|||
:
Изменено: 24.02.2023, 14:03 - gyrus
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 13:00 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Итак, еще раз прошу прощения за удаленные сообщения, ну и продолжаем Далее речь пойдет об идее установления диктатуры пролетариата, и об обоществлении производства Q [игнорируется] Ладно, давай вернемся к тому, что же Маркс говорил про захвать пролетариатовм власти. не только говорил, но и писал конечно, но в основном говорил на митингах и иных политических собраниях. Кроме того, в данном контексте также стоит упомянуть Энгелся, ибо он был горячим сторонником свершения социалистической революции Q [игнорируется] В поздних речах обоих классиков можно видеть, что они не просто предлагают пролетариату объединеннлму в единую политическую партию захватить политическую власть, но и произвести насильственное обобществление производства, но не в пользу общества, а впользу государства. т.е. в данном контексте уместно говорить о насильственной национализации а не обобществлении. В частности Энгельс говорил о том, что национализация не эквивалентна обобществлению, и не является его заменой, но может рассматриваться как временная мера которую уместно применять до того момента, когда производительные силы разовьются до уровня достаточного для обеспечения экономически обоснованного обобществления. По замыслу классиков эта мера позволит устранить класс частных владельцев средств производства, но не устранит эксплуатацию как таковую Макс также говорил (кажется это был именно Маркс а не Энгельс и возможно не говорил, а именно писал), что такая мера вне всякого сомнения снизит экономическую эффективность тех отраслей промышленности и сельского хозяйства, чей уровень равития недостаточен. Но устойчивость этих секторов должна обеспечиваться другими, более производительными секторами производства Однако они признавали, что национализация не является эквивалентом обобществления и не решает проблемы эксплуатации. Поэтому национализация должна быть временной мерой, применяемой до тех пор, пока не достигнуты условия для обобществления производства. Также они говорили о том, что национализация может привести к снижению экономической эффективности в некоторых секторах производства, но это должно компенсироваться более производительными секторами. Кроме того, они утверждали, что коммунистическое общество будет более производительным, чем капиталистическое, так как в нем не будет конкуренции и эксплуатации, что позволит использовать ресурсы более эффективно. Q [игнорируется] я вообще-то рассчитываю на дискуссию а не повторения моих тезисов Q [игнорируется] таким образом, классики Марксизма призывали к насильственному свержению капиталистиченского строя, установлению диктатуры пролетариата, национализации средств производства и как результат снижению общей экономической эффективности производства на протяжении какого-то периода времени, пока производительные силы не разовьются в достаточной степени. При этом они даже не пытались обосновать, неизбежность роста производительности труда и тем более какие либо сроки при которых они вырастут в достаточной степени. Все верно? Q [игнорируется] Однако Маркс и Энгельс вероятно рассчитывали, что социальная революция свершится в масштабах всей планеты в течение относительно короткого интервала времени, так что диктатура пролетариата не будет испытывать конкуренции со стороны капиталистичекой системы, а в силу безальтернативности экономической модели, удастся избежать жкономического противостояния двух политических систем. Так? Q [игнорируется] Ну как мы выяснили, сроки перехода к коммунизму ими не пронозировались даже приблизительно, а предположение о том, что производительность труда будет расти даже не пытались как-то обосновывать Q [игнорируется] Описывая капитализм, Маркс пришел к выводу, что государственно-монополистический капитализм является наивысшей точкой развития капитализма
Цитата [игнорируется] да я знаю, что автор термина Ленин, но сам процесс описан Марксом, а мне удобнее использовать именно ленинский термин, поскольку он точно отражает суть Q [игнорируется] давай договоримся о терминах - что такое государственно-монополистический капитализм? Q [игнорируется] Давай уточним. Он говорил о том, что управление монополистическими корпорациями и государственное управление в конечном итоге сращиваются в той или иной форме - это могут быть как различные формы симбиоза, так и прямое делегирование представителей государства в органы управления монополистическими корпорациями. Классики марксизма, и прежде всего сам Маркс утверждали, что в такой системе неизбежно появляется класс бюрократов, которые не обладая собственностьбю на средства производства оказывают непосредственное влияние на управление ими, и самое главное - на процесс распределения прибавочной собственности, в том числе и в свою пользу Q [игнорируется] Вернемся к идее установления диктатуры полетариата и насильственной национализации. Если мы остаемся в рамках классической теории марксизма, то эти действия не могут привести к отмиранию государства поскольку национализация не является обобществлением и не устраняет эксплуатацию как и саму частную собственность, поскольку отличия собственности государственной от частной не существенны Основной идеей установления диктатуры пролетариата является ликвидация эксплуататорского класса владельцев средств производства. Но в результате получается, что частная собственность заменяется на собственность государственную по крайней мере на тот период времени, пока производительные силы не достигнут минимально необходимого уровня для замещения государственной собственности на собственность общественную Однако в течение этого периода времени мы автоматически получаем ситуацию, при которой появляется прослойка бюрократов - государственных служащих, которые контролируют средства производства и, что гораздо важнее - непосредственным образом участвуют в распределении прибавочной стоимости. Иными словами в результате установления диктатуры пролетариата мы получаем ситуацию полностью аналогичную финальной стадии капитализма, при котоой монополистические корпорации сращиваются с государством, порождая класс бюрократов участвующих в управлении средствами производства и распределении прибавочной стоимости не являясь при этом владельцами средств производства все верно? Q [игнорируется] Правильно ли я понимаю, что классики марксизма не формулировали эту проблему, и не пытались каким либо образом разрешить ее когда эту проблему формулировали критики марксизма? Q [игнорируется] Таким образом, представители классического марксизма предлагали насильственный демонтаж капитализма и национализацию частной собственности на средства производства путем установления диктатуры пролетариата в результате которого общество в результате получает ситуацию которая принципиально ничем не отличается от финальной стадии развития капитализма? Данный вывод сделан исключительно на основе положений ортодоксального марксизма и чтобы прийти к этому выводу не требуется каких либо дополнительных предположений и гипотез. Верно? Q [игнорируется] Однако это означает, что призывы к установлению диктатуры пролетариата, преимущественно насильственными методами (Энгельс допускал парламентский путь, но не настаивал на нем) не имеют под собой действительно научных обоснований. Все сводится к установлению более срправедливого по мнению Маркса порядка. Причем его понятия о справедливости не разделяли полностьтю даже его соратники. Так? ... |
|||
:
Изменено: 24.02.2023, 23:20 - gyrus
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 21:32 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Продолжаем. Далее речь пойдет о попытках развития марксисткой теории
Q [игнорируется] Хорошо, но последователи Маркса в конце 19-го начала 20-го веков пытались разрешить эти противоречия. Какие варианты ими предлагались. Изложи их, с указанием авторства пофамильно. Включая Плеханова, Ленина и Троцкого Георгий Плеханов, один из основателей российского социал-демократического движения, считал, что революция может произойти только после развития капитализма до предела и возникновения большого пролетариата. Он также придерживался мнения, что борьба за социализм должна вестись только мирными и парламентскими методами. Владимир Ленин, основатель и первый лидер Советского Союза, разработал свою теорию империализма, в которой утверждалось, что капитализм в своем развитии достиг стадии, когда возникли монополии, империалистические войны и угнетение народов. Ленин выдвинул идею необходимости революции, которая должна была возглавить пролетариат, ведь он является наиболее осведомленным и организованным классом. Ленин также утверждал, что диктатура пролетариата является необходимой для подавления реакционных сил и установления социалистического порядка. Лев Троцкий, один из лидеров Октябрьской революции, разработал теорию перманентной революции, согласно которой революция должна была происходить одновременно во всех развитых капиталистических странах. Он считал, что революционная ситуация возможна в любой момент и в любой стране, и поэтому революционное движение должно быть глобальным. Троцкий также выступал за насильственное свержение капитализма и установление диктатуры пролетариата. Стоит отметить, что взгляды на способы решения проблем капитализма у этих трех исторических лидеров марксизма были разными и даже противоречивыми. Q [игнорируется] вернемся к разрешению противоречий возникающих после установления диктатуры пролетариата, которые в результате не устраняют эксплуатацию, и порождают класс бюрократии управляющей средствами производства и распределяюшиз прибавочную стоимость. Причем у этого класса появляются собственные классовые интересы, и которые непосредственным образорм влияют на распределение прибавочной стоимости В случае с Плехановым все понятно ибо согласно его воззрениям такая ситуация вообще не может возникнуть ибо обобщсетвление производства происходит естественным образом в тех отраслях, которые для этого готовы. Однако как остальные теоретики марксизма предлагали решать данную проблему. Не только Ленин и Троцкий, но и другие марксисты, возможно не связанные с российской социал-демократией? Роза Люксембург отвергала использование насильственных методов и пропагандировала развитие демократических институтов в рамках социалистического общества. Ее предложения основывались на учении Маркса о демократическом централизме. Также Георг Лукач предлагал новый тип социализма, который не сводился бы только к экономическим преобразованиям, но включал бы и культурные изменения, направленные на создание нового типа человека и новой культуры. Эваристо де Македо пытался совместить идеи Маркса и Прудона, предлагая развитие кооперативных форм собственности на средства производства. Кроме того, существовали различные варианты марксизма, такие как антидогматический марксизм, культурный марксизм и т.д., которые также предлагали свои решения проблемы классовой бюрократии. Q [игнорируется] я рассчитывал прежде всего на изложение мыслей Ленина и Троцкого по данному вопросу, а уже потом прочих Ленин предлагал ряд мер, таких как организация народного хозяйства на основе эффективного планирования и контроля, создание кооперативных форм производства, усиление контроля со стороны рабочих над бюрократами и т.д. Он также признавал необходимость ограничения бюрократической власти и борьбы против самодовольства и привилегий. Троцкий предлагал вводить элементы демократии в экономический процесс, такие как выборные руководители и открытые собрания рабочих, а также усиление контроля рабочих над управляющими и бюрократией. Он также отстаивал необходимость расширения роли рабочих в управлении и контроле за производством. Другие марксисты, такие как Роза Люксембург, Бухарин и Грамши, предлагали свои варианты решения данной проблемы, но их идеи отличались от Ленина и Троцкого. Например, Люксембург признавала необходимость демократической революции и борьбы за социализм через массовое участие и самоорганизацию рабочих, в то время как Бухарин предлагал ускорить развитие социалистической экономики через создание сильной индустрии и кооперации. Грамши разрабатывал идеи о культурной гегемонии и необходимости борьбы за власть в сфере идеологии и культуры. В целом, марксисты искали различные пути решения проблемы сохранения эксплуатации и возникновения бюрократии, и эти идеи могли отличаться в зависимости от конкретной ситуации и условий, в которых развивалось рабочее движение. Q [игнорируется] Таким образом, ортодоксальные марксисты пытались найти решение проблемы прежде всего через различные формы непартийной организации рабочего класса? Такие формы как рабкрин, профсоюзы, различные формы экономической кооперации итп. Верно? Q [игнорируется] А кроме того, будучи непартийными формами саморганизации трудящихся, могли приводить к конфликтам с представителями партийной номенлатуры, которая претендовала на политическую власть? Q [игнорируется] Но отсюда вытекает естественный вывод о том, что партийная номенклатура осуществляющаяя всю полноту политической власти после свершения социалистической революции, будет всеми силами стремиться максимально ограничить возможности участия непартийных организаций трудящихся в участии в политическом уравлении государством. Нет ли здесь нового конфликта? Q [игнорируется] Какие принципиальные различия в вопросах разрешения проблемы появления класса бюрократии после национализации частной собственности на средства производства были у Ленина и Троцкого? В чем принципиальное различие в предлагаемых ими подходах к решению этой проблемы? Ленин считал, что классовая борьба после национализации промышленности продолжается и что национализация сама по себе не решает проблему бюрократизации. Он предлагал создание массовых организаций трудящихся, таких как советы и профсоюзы, которые могут контролировать деятельность государственной бюрократии и защищать интересы трудящихся. Ленин также считал, что необходимо ограничивать возможности бюрократии по присвоению прибавочной стоимости путем введения рабочего контроля за управлением предприятиями. Троцкий, в свою очередь, предлагал более радикальное решение проблемы бюрократии. Он считал, что необходимо распространять демократию внутри самой бюрократии, чтобы избежать ее превращения в самостоятельный класс. Он предлагал использовать методы рабочего контроля за бюрократией, а также ограничивать размеры организаций, чтобы избежать бюрократической тенденции к самовоспроизводству. Таким образом, у Ленина и Троцкого были разные подходы к решению проблемы появления бюрократии после национализации средств производства. Ленин предлагал создание массовых организаций трудящихся для контроля за бюрократией и ограничения ее возможностей. Троцкий же предлагал использование демократических методов и ограничение размеров организаций, чтобы избежать превращения бюрократии в самостоятельный класс. Q [игнорируется] Но подход Ленина сохраняет принципиальную возможность контролировать непартийные организации со стороны партийной номенклатуры, а подход Троцкого с большой вероятностью приводит к утрате этого контроля? Q [игнорируется] Иными словами Троцкий фактически предлагал конроль самой партии со стороны непартийных организаций трудящихся? Q [игнорируется] Почему? Q [игнорируется] Почему данный подход был отвернут большинством теоретиков марксизма? Q [игнорируется] Это можно сказать короче - теоретики марксизма опасались утратить политическую власть партийной относительно немногочисленной номенклатуры в противостоянии со значительно более многочисленныз, а потому более влиятельных непратийных организайий трудящихся, чьи интересы могут разойтись с интересами партии и ее руководителей Q [игнорируется] в чем состоит утопичность подхода к решению этой проблемы, который предлагал Троцкий? Q [игнорируется] Однако Троцкий отлично осознавал опасность сосредоточения всей полноты власти в руках узкого круга представителей партицной номенклатуры, да ещен в условиях отсутствия конкуренции со стороны других политических сил, и предлагал хоть какое-то решение в условиях, когда подход предложенный Лениным со всей очевидностью не сработал? Его идеи никто не пытался развивать или предлагать какие либо альтернативы? А Сталин вообще не видел тут каких либо проблем? Однако это не означает, что никто не пытался развивать или предлагать альтернативные подходы к решению проблемы класса бюрократии. Существовали разные течения и группировки внутри партии и в обществе, которые выдвигали свои идеи и концепции, но в конечном итоге большинство руководства партии и государства отказалось от принципа равенства и контроля со стороны трудящихся, и перешло к модели вертикальной власти, основанной на абсолютном государственном контроле над всеми сферами жизни общества. Сталин, как и другие руководители партии, приверженцев такого подхода, не видел в этом никаких проблем и продолжал развивать эту модель власти в своей политике и практике управления. Q [игнорируется] Но если интересы непартийных организаций трудящихся расходятся с интересами партии, то не означает ли это, что партия в таком случае дйствует не в интересах этих трудящихся? Учитывая, что такие непартийные организции предположительно значительно более массовые нежели партия, это означает, партия не выполняет декларированные ей-же самой цели? Q [игнорируется] Но не означает ли это, что подход, который предлагал Троцкий не столь уж и утопичный? Ведь если интересы партии и интересы непартийны организаций расходятся, то не логичнее ли предположить, что именно партия должна скорректировать свои установки, чтобы устранять появляющиеся противоречия, нежели навязывать имеющиеся установки несмотря на наличие таких противоречий? Ведь именно в этом и состоят в основе своей идеи Троцкого по осуществлению онтроля партии и государственной бюрократии со стороны трудящихся? Q [игнорируется] Сложностей хватало и в тех вариантах которые были приняты к реализации, причем эти сложности так и не были решены и в конечном итоге похоронили саму идею реализации соцализма, а затем коммунизма марксисткого толка ... |
|||
:
Изменено: 25.02.2023, 00:26 - gyrus
Нравится:
Не нравится:
|
|||
24.02.2023, 21:43 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Продолжаем. Возвращаемся к различиям между версиями капитализма Q [игнорируется] Вернемся к различиям представлений Макса о капитализме и его текущиму состоянию и радикальными отличиями в них Сегодняшнее состояние капитализма сильно отличается от того, что представлял собой капитализм во времена Маркса. С одной стороны, капитализм привел к значительному экономическому росту и снижению бедности во многих странах мира. С другой стороны, неравенство, эксплуатация и кризисы остаются проблемами, которые не были полностью решены. Радикальные отличия в представлениях Маркса о капитализме и его текущем состоянии заключаются в том, что Маркс считал капитализм неустойчивой системой, которая в конечном итоге должна уступить место социализму, в то время как некоторые экономисты считают, что капитализм может продолжать развиваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям. Однако даже признавая возможность развития капитализма, большинство экономистов соглашается с Марксом в том, что неравенство и эксплуатация остаются проблемами, которые нужно решать. Q [игнорируется] то что капитализм не является финальным состоянием развития общества является столь очевидной вещью, для доказательства которой не требуется создавать новую экономическую и тем более филосовскую концепцию - достаточно осознавать, что все в мире так или иначе развивается и в какой-то момент своего развития переходит в новое качество - диалектика была изобретена не Марксом Q [игнорируется] С другой стороны, признание факта эксплуатации, неравенства тоже не является откровением. Особенно в свете того, что мы обсудили ранее - в рамках марксисткой теории принципиально невозможно устранить неравенство или эксплуатацию раньше чем производительные силы достигнут минимально необходимого для обобществления производства уровня. А когда он будет достигнут, то переход капитализма в новое качество произойдет сам собой в соответствии с теорией самого Маркса. кроме того, марксисткая теория обосновывает теоретическую возможность устранение кризисов перепроизводства в случае установления диктатуры пролетариата и успешным строительстов социалистического общества. Но он не делает никаких предположений относительно возможности иных кризисов при социалистической модели хозяйствования. Он вообще не рассматривал этиот вопрос каким либо образом. А ленинский вариант марскизма еще более усугубил проблему, ибо кризисы не заставили себя ждать Q [игнорируется] вообще-то меня учили, что плановая модель хозяйствования в первую очередь нацелена на устранение кризисов перепроизводства. Да и не было таких кризисов ни в одной стране ставшей на путь построения социализма марксисткого толка Также стоит отметить, что не все страны, принимавшие на себя задачу построения социализма, следовали идеологии марксизма в чистом виде. Некоторые из них создавали свои собственные модели социализма, а в некоторых случаях применение плановой экономики не приводило к желаемым результатам. Q [игнорируется] Да, и те руководители тех стран народной демократии, которые пыталсиь как-то модифицировать марксизм постоянно обвинялись в оппортунизме со стороны ортодоксальных марксистов, и мы действительно не можем считать их варианты социализма социализмом марксисткого толка Q [игнорируется] Ну по мысли ортодоксальных марксистов марксизм как раз и является закрытой теорией, которая является истинной в последней инстанции Кроме того, в рамках марксизма существует множество направлений и интерпретаций, которые не всегда сходятся друг с другом. Марксистская теория по своей природе является открытой, и любой марксист может вносить свой вклад в ее развитие и модификацию. Поэтому идея о "закрытой" или "однозначной" марксистской теории является неверной. Q [игнорируется] Макс и Энгельс безусловно воспринимали максизм именно так, и не стеснялись об этом говорить. Но вот их последователи с середины 30х гг. 20-го века так уже не считали Q [игнорируется] Но абсолютное большинство марксистов считали марксизм истинной в последней инстанции и осуждали любое его развитие как оппортунизм Q [игнорируется] Ну после провала концепции построения социализма марксисткого толка, все те кто хотел и мог развивать марксизм ушли в другие научные школы или основали новые, прихватив с собой все свои идеи. Так что это опять-же уже не марксизм Q [игнорируется] возвращаясь к различиям между представлениями о капитализме Маркса и его текущим состоянием. Мы констатировали, что согласно предствалениям Маркса, капиатлизм является неустойчивой экномической формацией, противоречия которой неизбежно приведут к его краху, в то время как на практике мы наблюдаем великолепную приспособляемость этой формации к изменяющимся условиям (что кстати было несложно предвидеть, учитывая тот факт, что вектор развития экономики и обществом при капитализме определяется суммой частных инициатив всех экономических агентов). Кроме то капитализм не являясь филосовским или экономическим учением не находится по властью каких либо догматов, которые могут недостаточно полно отражать реальную картину мира. Следовательно при капитализме общество охотно заимствует какие либо концепции не будучи стесненным идеологически. Так, на сегодняшний момен существенная доля прибавочной стоимости изымается у владельцев частно собственности и направляется на обеспечение интересов всего общества, что было немыслимым в том капитализме который наблюдал Маркс. Причем это стало возможным вовсе не потому, что капиталисты стали добрее, но потому, что производитеельность труда выроста в такой степени, что собственники средствпроизводства вполне могут удовлетвориться меньшей долей прибавочной стоимости, в обмен на более благоприятную социальную среду в которой они осуществляют свою предпринимательскую деятельность можем ли мы считать это существенным отличием современного капитализма от видения капитализма Марксом? Q [игнорируется] Классическая теория марксизма описывает неизбежный процесс концентрации капитала и появление монополий, однако маркс не предвидел ситуации, при которой сама возможность что производить некоторые виды товаров зависят от наличия минимально необходимого объема платежеспособного спроса. По марксу, если есть какая либо потребность, но возможность ее удовлетворения всегда найдется, сколь бы мала эта потребность не была - издержки так или иначе оплатит конченый потребитель. Однако в современной экономике размер издержек при производстве некоторых видов товаров достиг таких значений, что он не может быть удовлетворен конечным потребителем в принципе. т.е. возможно существование спроса не обеспеченного платежеспособностью. Такая ситуация по логике должна привести к невозможности дальнейшего развития огромных секторов экономики. Однако современный капитализм обеспечивает наличие платежеспособного спроса, путем перераспределения части прибавочной стоимости изываемой у владельцев средств производства. Тем самым обеспечивая свое дальнейшее развитие Получается, что капиталист делится частью прибавочтой стоимости даже не потому, что желает быть более социально ответственным, но и потому, что желает увеличения своих прибылей в будующем? Q [игнорируется] Но Маркс не мог предвидеть этого даже в бреду? Q [игнорируется] таким образом мы декларировали еще одно существенное отличие современного капитадизма от того, каким его описывал основоположник марксизма? Q [игнорируется] И более того, на сегодняшний момент времени это является фактором без которого современный капитализм не может существовать в принипе просто потому, что остановится рост производства и капиталисты потеряют позможность извлекать прибыль от владения средствами производства? ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
25.02.2023, 17:02 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Продолжаем - Пролетариат как движущая сила развития общества
Q [игнорируется] Хорошо, рассмотрим другой аспект марксисткой теории согласно ей движущей силой развития общества являются поротиворечия между производительными силами и производственными отношениями как описывается такой конфликт в условиях капитализма согласно ортодоксальному марксизму? Например, капиталисты стремятся максимизировать свою прибыль, удерживая заработную плату рабочих на минимальном уровне, что приводит к тому, что у них не хватает средств на покупку производимых товаров. Это создает проблемы сбыта товаров и ведет к перепроизводству, избыточным запасам и кризисам. Кроме того, капиталистическая экономика не может решить проблемы безработицы, неравенства и бедности, что приводит к социальным и политическим противоречиям. Таким образом, ортодоксальный марксизм видит в конфликте между производительными силами и производственными отношениями одну из основных причин кризисов капитализма и призывает к изменению экономической системы в пользу социализма. Q [игнорируется] ну это все верно, но я имел в виду другой аспект - появление т.н. пролетариата - класса, интересы которого находятся в противоречии с интересами эксплуататорских классов, но у которого тем не менее отсутствуют мотивы к сотрудничеству с ними сверх минимально необходимого уровня. То самое, когда "нечего терять, кроме своих цепей" Q [игнорируется] таким образом по марксу наличие пролетариата является одним из наиглавнейших аттрибутов капитализма? Q [игнорируется] и без пролетариата это невозможно в принципе (если оставаться в рамках ортодоксального марсизма)? Q [игнорируется] давай определим термин "пролетариат" по Марксу Q [игнорируется] если говорить о текущем состоянии капитализма, можно ли сказать, что пролетариат является наиболее многочисленным и эксплуатируемым классовм в современных государствах с развитой капиталистической экономикой? Q [игнорируется] выше мы уже осуждали, что современные наемные служащие приоретают высокую квалификацию, которая сама по себе является фактором производства, "человеческим капиталом", которым эти служащие владеют на правах неотчуждаемой собственности. Они могут использовать этот "человеческий капитал" для получения своей доли прибавочной стоимость ровно в той-же степени, в какой капиталисьт использует для жтого землю, станки, оборудование и финансовый капитал. Таким образом получается, что эти люди не только породают свой трудовой потенциал, но и непосредственным образом частвуют в лележе прибавочной стоимости? разумно ли считать таких люлей пролетариатом? Следовательно, если мы придерживаемся строгой марксистской трактовки, то высококвалифицированные наемные работники, обладающие своим "человеческим капиталом", не могут быть отнесены к пролетариату, так как они не являются полностью лишенными средств производства и могут получать дополнительную прибыль за использование своих профессиональных навыков. Однако, современный капитализм имеет свои особенности, и можно говорить о появлении новых классов, которые не совпадают с классическими марксистскими категориями. Таким образом, можно использовать термин "новый пролетариат" или "интеллектуальный пролетариат", чтобы описать эту группу людей, обладающих квалификацией и опытом работы, но не обладающих контролем над средствами производства и независимым доступом к ресурсам. Q [игнорируется] я и пытаюсь выявить отличия современного капитализма от капиталима по марксу Также, в современном капитализме, существует большая концентрация капитала в руках корпораций и крупных компаний, что не всегда соответствует марксистской концепции противопоставления "капиталистов" и "пролетариата". Кроме того, современный капитализм имеет более сложную и динамическую структуру, в которой существует множество различных групп и классов, участвующих в производственном процессе и имеющих различные интересы. Q [игнорируется] Это очень важная концепция - представление о том, что каждый человек является не только, а возможно и не столько эксплуатируемым работником, который продает свою потенциальную способность к труду, но и как индивидуального предпринимателя, который владеет средствами производства - не важно, является ли это "человеческим капиталом", акциями компании в котрой он работает как наемный работник, долей в кооперативе, или же просто владеет компанией в котрой является единственным служащим, и от имени которой продает производимые им товары и услуги. Также людям могут принадлежать на правай частной собственности патенты и права на интеллектуальную собственность и товарные знаки, что тоже является средством производства. Кроме того, люди могут инвестировать временно свободные средства ценные бумаги открытых акционерных обществ, становясь таким образом совладельцами средств производства. Все это означает, что помимо продажи своей потенциальной способности к труду, а порой и вместо нее, все большее количество людей становятся владельцами средств производства и участвует в распределении прибавочной стоимости в свою пользу. Q [игнорируется] возвращаясь к вопросу о пролетариате как единственой движущей социальной революции - насклько велика доля пролетариата в классическом определении такового по Марксу, в современных экономически развитых государствах с капиталистической экономикой? Таким образом, хотя доля пролетариата может быть не столь высока, как в прошлом, наемные работники все еще остаются одним из важных социальных классов в современных капиталистических обществах. Q [игнорируется] вне всякого сомнения люди которые могут жить только за счет продажи своей потенциальной способности к труду есть и будут всегда. Однако мы модем констатировать, что по мере развития капиталистической экономики из доля сокращается, а учитывая рассуждения, которые мы вели выше, мы должны констатировать, что и степень их эксплуатации снижается с течением времени Вместе с тем, мы видим, что помимо пролетариата важными участниками производственных отношений становятся люди, которые владеют квалификацией или иными средствами производства. Возмодно они все еще должны продавать свой труд, но даже это применимо не ко всем - можно ли считать пролетариатом видеоблогера, который не работает по найму? Владельца массажного салона или парикмахерской в которых является единственным наемным служашим? независимого консультанта-программиста? Один специалист по наладке автоматизированных производственных линий обслуживает множество предприятий от имени компании, которая принадлежит лично ему, и он присваивает всю прибавочную стоимость, которую он произвел (другоде дело, что она может быть не так уж и велика). Современный фермер производит гиганский объем продовольствия если сравнивать его с фермером времени жизни Маркса и ращмер прибавочной стоимости таков, что он вполне может жить только за счет жксплуатации своего собственного труда. Все эти люди участвуют в как в производстве, так и в распределении прибавочной стоимости. При этом число таких людей в странах развитой экономикой постоянно увеличивается, а количество пролетариата в классическом понимании так-же постоянно уменьшается Например, развитие автоматизации производства и внедрение новых технологий может снизить зависимость трудящихся от своего физического труда и повысить уровень оплаты труда за счет повышения производительности труда. Также важную роль играет организация рабочих мест и законодательное регулирование трудовых отношений. Однако, несмотря на все изменения в экономической и социальной сферах, пролетариат по-прежнему остается важным элементом общества, особенно в развивающихся странах, где промышленность имеет большое значение для экономики. Кроме того, существует также категория "новых пролетариев" - это трудящиеся в сфере услуг, такие как работники розничной торговли, курьеры, сотрудники бытового обслуживания и т.д., которые также могут сталкиваться с эксплуатацией и низкой оплатой труда. Таким образом, хотя пролетариат как классический образец рабочего класса может уменьшаться в своем количестве, это не означает, что проблема эксплуатации трудящихся и неравенства в распределении прибавочной стоимости была полностью решена. Q [игнорируется] я не пытаюсь доказать отсутствие проблемы эксплуатации, хотя и не уверен, что это всегда является проблемой, я выявляю коренные отличия современного капитализма от капитализма который был описан Марксом Однако несмотря на все эти изменения, проблемы эксплуатации все еще существуют в современном капитализме. Некоторые работодатели все еще не соблюдают законы, защищающие права работников, и используют свою власть и ресурсы, чтобы получать выгоду за счет своих сотрудников. Кроме того, неравенство в оплате труда и доступе к ресурсам также остается проблемой во многих странах, что может привести к эксплуатации людей из менее обеспеченных социальных слоев. Таким образом, хотя современный капитализм отличается от того, который был описан Марксом, проблемы эксплуатации все еще существуют и требуют решения. Q [игнорируется] Я не собираюсь решать проблемы современного капитализма, тем более, что все выглядит так, что он и сам неплохо их решает. Я просто выявляю тот набор факторов, которые в принципе не позволяют использовать октодоксальный марксизм для описания современного капитализма в частности, в дополнение к ранее озвученым факторам: марксизм постулирует, что пролетариат является главной, и наиболее массовой движущей силой развития производственных отношений, которая определяет саму возможность перехода в последующим экономических формаций. Однако: 1) пролетариат в классическом понимании марксизма уже не настолько массовый, и его доля постоянно сокращается 2) помимо пролетариата появились новые группы людей, которые участвуют как процессе производства прибавочной стоимости, так и в процессеее ее распределения. Число этих людей и этих групп постоянно увеличивается 3) у этих групп трудящихся уже нет такой общности интересов как у пролетариата времен Маркса. Итересы этих груп могут противоречить не только интересам пролетариата, но и иетересам разных социальных групп, каждая из которых может быть значительной по численности 4) Более того - таковой общности интересов не надлюдается даже в рамках самого пролетариата, который подвергся значительному расслоению т.е. получается, что протелариат более не является единственной движущей силой в развитии современного капитализма. И скорее вего его даже не стоит считать главной силой такового развития. Противоречия капитализма от этого не исчезли, и даже появились новые, но именно противоречия по марксу заставляют капитализм развиваться. Вместе с тем новые группы участников производственных отношений также участвуют в процессе создания и разрешения противоречий - классический марксизм всего этого не может описать в принципе Q [игнорируется] На чем основывается утверждение о том, что пролетариат производит большую часть богатства (т.е. прибавочной стоимости)? если ли каки либо количественные сравнения между объемом прибавочной стоимости которые были произведены владельцами различных патентов на интеллектуальную собствнность и количеством прибавочной стоимости произведенной представителями пролетариата в марксистком понимании этого термина? Несмотря на то, что интеллектуальная собственность также может приносить доход, это не означает, что она создает такое же количество прибавочной стоимости, как и труд пролетариата. Кроме того, сравнивать объемы прибавочной стоимости, произведенной различными патентами на интеллектуальную собственность, и количеством прибавочной стоимости, произведенной пролетариатом, не совсем корректно, поскольку это разные виды производства. В любом случае, марксистское понимание прибавочной стоимости не сводится только к количественным измерениям. Оно также учитывает социальные отношения, которые существуют в производственном процессе, и эксплуатацию трудящихся капиталистами. Q [игнорируется] таким образом мы в принципе не можем сравнить количества прибавочной стоимости производимые пролетариатом и иными социальными круппами - программистами, дизайнерами, врачами, учеными которые изобретают новые лекарства и методы лечения, Изобретателями интернета, социальных сетей, видеоблогерами, самозанятыми экскурсоводами и парикмахерами? Q [игнорируется] Да, мы не можем точно сравнить количество прибавочной стоимости, производимой пролетариатом и другими социальными группами, такими как программисты, дизайнеры, врачи, ученые, изобретатели, видеоблоггеры, самозанятые экскурсоводы и парикмахеры. Каждая из этих групп производит свой уникальный продукт или услугу, их вклад в производство богатства различен и трудно сравним. Кроме того, вклад пролетариата в создание богатства включает не только его прямое участие в производственном процессе, но и борьбу за свои права и условия труда, что также имеет значение для создания прибавочной стоимости. Q [игнорируется] иными словами, утверждение о том, что пролетариат производит бОльшую часть прибавочной стоимости не основана на каких либо фактах, а является верой в то, что так должно быть? Q [игнорируется] Да, во времена Марса утверждение о том, что пролетариат производит бОльгую часть прибавочной стоимости было вполне справедливым и вполне соответствовало имеющимся на тот момент фактам. Просто в сило того, что производство было относительно простым по сравнению с текущенй ситуацией и основную долю труда составлял неквралифицированный или малоквалифицированный труд. Но можем ли мы делать подобные утверждения сейчас? Ведь если мы не можем подтвердить утвержение фактами, то как минимум это означает ответ "мы не знаем"? Q [игнорируется] Мы также можем констатировать, что даже тот пролетариат который существует в настоящее время, в значительной степени подверся расслоению и нельзя говорить о том, что у всех представителей пролетариата общие интерсы. Интересы "синих воротничков" сильно отличаются, а порой и конфликтуют с интересами курьеров-доставшиков еды. Грубо говоря, среди пролетариата появились значительные по численности груммы таких, которм есть что терять кроме своих цепей Q [игнорируется] ранее мы констатировали наличие большого количества социальных групп которые принимают участие в производстве прибавочной стоимости и которые нельзя призанть пролетариатом, потому, что они также обладают средствами производства (я заню, что правильнее говорить факторы производства, но в данном контесте это не важно) а потомуЮ, принимают участие и в распредеделении прибавочной стоимости. Численность таких групп населения велика, и постоянно увеличивается. Однако и у них есть интерсеы которые входят в конфликт с другими социальными и общественными группами. У них тоже есть права, не только политические но и экономические за которые они так или иначе ведут борьбу. Это тоже можно рассматривать как противоречия, которые являются причиной диалектического развития общественно-экономических формаций Q [игнорируется] т.е. в современном капитализме не только пролетариат является движущей силой развития общества, но есть и иные социальные круппы интересы который вступают в противоречие с интересами других групп и эти противоречия являются такой-же движущей силой развития общества как и прорьба пролетариата за свои права. Просто мы в данный момент не знаем какой вклад явзяется наиболее значимым? ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
26.02.2023, 17:50 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] Хорошо, рассмотрим другой аспект марксисткой теории согласно ей движущей силой развития общества являются поротиворечия между производительными силами и производственными отношениями ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
26.02.2023, 22:05 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] Хорошо, рассмотрим другой аспект марксисткой теории согласно ей движущей силой развития общества являются поротиворечия между производительными силами и производственными отношениями К. Маркс, Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1848 [игнорируется] Движущей силой и историческим мотором общественного развития являются в последней инстанции внутренние противоречия в производстве и социальных отношениях производства, а также классовая борьба, которая вытекает из этих противоречий ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
26.02.2023, 22:22 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] Хорошо, рассмотрим другой аспект марксисткой теории согласно ей движущей силой развития общества являются поротиворечия между производительными силами и производственными отношениями К. Маркс, Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1848 [игнорируется] Движущей силой и историческим мотором общественного развития являются в последней инстанции внутренние противоречия в производстве и социальных отношениях производства, а также классовая борьба, которая вытекает из этих противоречий Кроме того, это образная фраза, а не строго научная, это манифест партии, а не монография. "Исторический мотор" как бы намекает. "Внутренние противоречия в производстве" - если бы производства не было, откуда противоречия взялись бы? Так бы и ковыряли палками-копалками клубни. Развитие орудий труда и средств производства - это материальная основа развития общественных отношений. Определенная форма общественных отношений соответствует определенному ровню развития производства - если стадо с помощью палок-копалок пропитание добывает, в невыделанных шкурах ходит, то и форма распределения (общественные отношения) самая примитивная. При этом производство и производственные отношения развиваются быстрее, чем общественные отношения - общество привыкает распределять определенным способом. Из-за неравномерности развития накапливаются противоречия между уровнем производства и уровнем распределения, проявляющиеся в общественных кризисах, разрешающихся сменой формы распределения. ... |
|||
:
Изменено: 26.02.2023, 23:23 - Antonariy
Нравится:
Не нравится:
|
|||
26.02.2023, 23:21 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Q [игнорируется] ... К. Маркс, Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1848 [игнорируется] Движущей силой и историческим мотором общественного развития являются в последней инстанции внутренние противоречия в производстве и социальных отношениях производства, а также классовая борьба, которая вытекает из этих противоречий идите ищите вашу цитату. ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
26.02.2023, 23:25 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
... К. Маркс, Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1848 [игнорируется] Движущей силой и историческим мотором общественного развития являются в последней инстанции внутренние противоречия в производстве и социальных отношениях производства, а также классовая борьба, которая вытекает из этих противоречий идите ищите вашу цитату. ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
26.02.2023, 23:32 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Не нашел Маркса, нашел Ленина, не важно:
Цитата [игнорируется] Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений, устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий. ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
26.02.2023, 23:44 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Цитата [игнорируется] Домарксовская «социология» и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных «главенствующих» идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил. Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, — на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса. ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
26.02.2023, 23:46 |
|
Беседа о марксизме с chatGPT
|
|||
---|---|---|---|
#18+
Не нашел Маркса, нашел Ленина, не важно:
Цитата [игнорируется] Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений, устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий. ... |
|||
:
Нравится:
Не нравится:
|
|||
27.02.2023, 11:32 |
|
|
Start [/forum/topic.php?fid=8&tid=7921&msg=307786]: |
0ms |
get settings: |
1ms |
get forum list: |
5ms |
check forum access: |
1ms |
check topic access: |
1ms |
track hit: |
29ms |
get topic data: |
3ms |
get forum data: |
0ms |
get page messages: |
57ms |
update_topic_read_status (7921): 01.03.2023 05:21:22: |
0ms |
get tp. blocked users: |
0ms |
get online users: |
59ms |
check new: |
1ms |
others: | 80ms |
total: | 237ms |
0 / 0 |